Mercedes-Benz выпустили на рынок несколько тягачей, среди которых Arocs, Atego Axor и Actros. Последний стал самым популярным на российских дорогах благодаря сочетанию «эргономичность-экономичность-долговечность». Mercedes-Benz Actros — седельный тягач европейского качества с немецким характером, который выпускается с 1996 года, а в 2003 году он пережил существенный ребрендинг, который сделал машину не только универсальной, но и современной. Естественно, нововведения и «апгрейд» не обошли стороной и коробку передач.

Полная автоматизация

С 2006 года на Mercedes-Benz Actros устанавливается фирменная полностью автоматизированная коробка собственной разработки компании Mercedes, под названием Mercedes PowerShift. Чем примечательная эта разработка?

В 2008 году началось производство новых Mercedes-Benz Actros третьего поколения, в базовую комплектацию которых уже входила Mercedes PowerShift. То есть, Mercedes-Benz стал первым в мире производителем, устанавливающим в базовой комплектации седельных тягачей полностью автоматизированную коробку. Удобное и простое переключение режимов позволяет водителю следить за эргономичностью и нагрузкой на коробку.

Для чего это нужно?

При рейсах на дальние расстояния, или долгом пребывании в пробках, водитель оценит поездку с автоматической коробкой передач. Но если рельеф дороги крутой, в подъемах и спусках, чтобы чрезмерно не нагружать коробку и сэкономить топливо, лучше использовать механику. Переключается коробка с АКПП на МКПП легко, нажатием одной кнопки М/А, на дисплее водителя о смене режима предупредят обозначения управления EA – автомат, М – механика. Переключение передач в механическом режиме происходит при помощи язычка, который находится на «ручке».

Mercedes PowerShift – это сочетание механической коробки передач с электронной системой управления. Система автоматизирует процесс переключения передач и привод управления сцеплением.

Возможные поломки

Немецкое качество – это высокий уровень износостойкости. Но даже с PowerShift случаются неприятности, и коробка дает сбой.

  • Коробка очень выносливая, и, как правило, не требует частого ремонта. Но так как у большегрузов в принципе на все механические узлы нагрузка достаточно большая, периодически нужно делать диагностику, проверять масло и детали на предмет износа.
  • При ремонте лучше заказывать оригинальные немецкие запчасти. Так как многие сервисы сегодня предлагают массу вариантов в подборе деталей, есть возможность сориентироваться на цену, и велик соблазн заказать более дешевые неоригинальные запчасти. Это допускается, но тогда дефектовку коробки нужно производить чаще, чтобы отслеживать уровень износа. Поломка одной детали зачастую по цепочке ведет к поломке других.
  • Ремонтом и обслуживанием коробки должны заниматься профессионалы.

Рекомендации в целом стандартные, а каких-то паталогических дефектов или часто встречающихся однотипных поломок у PowerShift нет. Коробка уверено себя показывает при длительной эксплуатации и может «отходить» большой километраж без капитального ремонта. Единственное, что может сделать сам водитель – продуть КПП после ремонта. Как продуть коробку PowerShift, вы можете посмотреть на видео.

Это можно сделать двумя путями, например, по малому кругу:

  • Выключить зажигание.
  • Полностью накачать пневму.
  • Поставить тягач на ручник.
  • Включить на «ручке» переключения КПП нейтральный режим.
  • Включить зажигание.
  • На панели приборов начнут мигать стрелки вверх/вниз (будто переключаются скорости).
  • Когда начнется продув, будет явно слышен звук переключения скоростей.
  • Когда продув завершится, на панели приборов высветится идентификатор нейтрального положения коробки — N.

Для продувки по большому кругу, во время всего процесса на ручке переключения КПП нужно удерживать две боковые кнопки (собственно, переключения скоростей в режиме механики и двойного переключения, когда нужно пропустить одну скорость, например, с первой сразу перейти на третью).

Обновления

Не смотря на свою универсальность и расширенный функционал, коробка передач PowerShift с 2006 года претерпела несколько модификаций, от первого поколения до третьего. И современные коробки носят обозначение PowerShift3. С каждым апгрейдом механизм коробки существенно менялся: передачи переключаются быстрее, устанавливается новый баланс между мощностью и расходом топлива.

В PowerShift3 скорость переключения на 20% выше, чем у PowerShift2, да и сама коробка стала значительно «умнее». Например, на автоматическом режиме, компьютер сопоставляет мощность тягача с тоннажем загрузки, и выбирает оптимальный уровень переключения передач, а на спусках грузовик переходит в режим холостого хода.

Также система была дополнена новыми функциями, например, прямым переключением с первой передачи на заднюю. Такие на первый взгляд незначительные вещи весьма упрощают маневрирование.

Сегодня Mercedes-Benz Actros – это современный автомобиль, соответствующий европейским стандартам качества, но весьма приспособленный к условиям российских дорог. Даже модели начала 2000-х годов уже достаточно комфортные и по техническому оснащению очень комфортные для водителя, и самое приятное в разработках немецкого производителя – стремление к совершенству и постоянные модернизации.